“На улицах никто никого не спрашивал: кто кого поймал, тот того обнимал, целовал, и все ревели. Война закончилась!”, – ветеран ВОВ Зинаида Осиповна Васильева

Дорогие ветераны, герои мира и доблести! Поздравляем вас с Днем Великой Победы!

Ваш подвиг бессмертен, ваш героизм беспримерен.  Мы преклоняемся перед вашей силой духа и воли. Седина у висков и морщины у глаз говорят лишь о смелости души и отваге ваших сердец. Вы преподнесли бесценный дар и урок всем последующим поколениям.

Пусть мир, за который вы боролись, будет вечным. Пусть звенит в нём радостный смех ваших внуков и правнуков, сияют улыбки на лицах взрослых!

Желаем Вам крепчайшего здоровья, долгих лет жизни, внимания и заботы близких!

Рассказывает ветеран труда и тыла Великой Отечественной войны, бывший сотрудник Медсанчасти №9, Зинаида Осиповна Васильева (Баженова):

Мне почти 97 лет, но я прекрасно помню свое детство. Родилась я в маленькой деревушке солнечной Удмуртии, в сорока километрах от Глазова, в 1921 году. Родители говорили, что это был голодный год. Они много работали. Несмотря на их тяжелый труд, нам, детям, постоянно не доставало хлеба и витаминов, нас часто кормили лебедой. Я понимала, в каком положении находилась моя семья, поэтому еще до школы много работала: пасла коров, пряла. Вот такое детство было.

Хорошо помню времена коллективизации и раскулачивания крестьян родной деревни. Тогда уже все нервы потеряла. Отец постоянно говорил о нехватке хлеба на большую семью из 12 человек.

Зинаида Осиповна, в какой школе Вы учились, и тяжело ли Вам было?

Не так далеко от моей деревни, за рекой, находилась русская школа, куда в возрасте 9 лет я поступила на обучение в первый класс. Тогда я не знала по-русски ни одного слова, но быстро смогла нагнать других детей.

Когда нужно было поступать в 5 класс, поблизости школ не оказалось. Отец устроил меня на квартиру к своему знакомому, очень доброму человеку. Там я не только научилась чистоте и взаимоуважению, но смогла различать черное от белого, доброе от злого. Здесь же я поступила в церковно-приходскую школу. Колокола, конечно, уже убрали, но саму церковь еще разобрали не полностью, так, чтобы можно было там обучаться. Хотя акустика в большом пустом зале не всегда давала возможность расслышать учителя: что скажешь в одном углу – исчезало в другом.

С чего начался Ваш путь в медицину?

После окончания 7 классов школы, в 1938 году, я поступила в акушерское отделение Глазовской школы ясельных сестер, где и получала среднее медицинское образование. Это название пугало меня, ведь я не хотела работать с детьми, очень боялась. Через 2 года я уже закончила обучение и поехала в самый дальний район Удмуртии, где в течение года работала акушеркой и фельдшером в селе Шаркан. Зарплата тогда была очень маленькая, поэтому мне пришлось перебраться ближе к родительскому дому.

Как война началась для Вас?

В мае 1941 года начала работать в родильном отделении в Красногорском районе, но успела немногое – началась война. В тот выходной день я шла домой пешком, а навстречу мне ехали люди на лошадях, звенели в колокола и громко плакали. Я выбежала на середину дороги и закричала: «Что случилось? Куда вы едете? Почему все ревете?». А мне в ответ: «Доченька! Война началась!»

Вскоре меня перевели в эвакогоспиталь 3150, размещенный в четырехэтажном здании средней школы города Ижевска, недалеко от железнодорожного вокзала. Все годы войны я работала палатной медицинской сестрой. Здесь оказывали помощь раненым, поступающим из фронтовых госпиталей, медсестры кормили их и, конечно, таскали носилки. Но самое страшное и тяжелое для меня – не носилки носить, не больных из поезда выгружать (ведь санитаров не было), а стирать после суточного дежурства белье раненых солдат: кальсоны и рубашки из жесткой тяжелой ткани. Очень я это трудно переносила. Много времени уделялось разностороннему уходу за больными: их приходилось кормить, делать массаж, мыть в ваннах, одевать и даже выносить на носилках во двор школы, на прогулку. Каждую ночь медсестры помогали им прикуривать, но курить ни одна из нас так и не научилась.

Помните ли Вы, как узнали об окончании войны?

В ночь с 8 на 9 мая 1945 года я дежурила. В пять часов утра по радио услышала сильный уверенный голос Юрия Левитана: «Внимание! Внимание! Закончилась война!». Пошла я за проходной, в общежитие, где мы жили, чтобы скорее объявить своим соседкам новость. Нужно было отметить, но хлеб, приобретенный по карточкам, был уже давно съеден. Кто-то нам принес кислую капусту, и за неимением сахара мы добавили туда сахарин и соды. Так и встречали Великую победу!

На улицах никто никого не спрашивал: кто кого поймал, тот того обнимал, целовал, и все ревели. Война закончилась!

Как сложилась Ваша жизнь в послевоенные годы? Остались ли Вы верны выбранной профессии?

Вскоре после войны, когда эвакогоспиталь расформировали, организовали госпиталь для инвалидов Великой Отечественной войны, где я работала медсестрой. В недолгом времени и его ждала та же участь. После получения хорошей характеристики поступила старшей медицинской сестрой в акушерско-гинекологическое отделение Первой Клинической больницы г. Ижевска.

Почему Вы приехали в Пермь? Помните ли Вы годы работы в Медсанчасти №9?

В июле 1955 года, погнавшись за своей любовью, приехала в Пермь и поступила на работу палатной медсестрой в хирургическое отделение городской больницы №25 «Молотовстроя». В начале января 1959 года в составе коллектива сотрудников больницы участвовала в перевозке больных в недавно сформированную Медсанчасть №9. Хорошо помню, что погода в те дни стояла морозная. Пациентов транспортировали на двух ПАЗ-ах скорой помощи и на одной грузовой машине, предварительно укутав лежачих больных в теплые одеяла. Тогда лифт в новом здании еще не работал, поэтому пациентов на носилках пришлось поднимать пешком на второй и третий этажи. В первый день переместили больных хирургического отделения, во второй – всех других.

Я была назначена старшей сестрой хирургического отделения и проработала на этой должности 6 лет. Коллектив отделения тогда был очень дружный и сплоченный. Дружбу со всеми моими коллегами этих лет я поддерживала всю жизнь. Дисциплина была безукоризненная, хотя никто никогда не указывал нам, что и как надо делать. Всегда соображали сами, когда нужно провести генеральную уборку, а когда убрать в палатах.

Расскажите, пожалуйста, почему Вы приняли решение сменить рабочее место? Вы когда-нибудь жалели о своем решении?

Я ушла из Медсанчасти в 1965 году и перевелась в Областной противотуберкулезный диспансер, где служила старшей и главной медицинской сестрой.  О своем уходе из Медсанчасти сильно сожалела. Тогда не мне одной пришлось уйти, нужны были деньги. Попала я в муравейник, совсем другой был коллектив. Очень важно сказать, что для меня деньги не играют такой большой роли, как трудовой коллектив! Когда ты находишься в коллективе, нужно его беречь. Особенно если речь идет о медицине!

В 1998 году, посвятив медицине 57 лет жизни, я вышла на заслуженный отдых. 

 

Многолетний труд Зинаиды Осиповны Васильевой (Баженовой) по достоинству оценен и отмечен медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За долголетний добросовестный труд», «За добросовестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За трудовое отличие», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда». Также ей были вручены шесть юбилейных медалей и 71 грамота разного уровня военного и мирного времени.